По понятным причинам многие мероприятия в полиграфической сфере, которые мы все ждали в этом году, были отложены. В связи с отменой или переносом всех крупных выставок печатной продукции в этом году ожидаемый запуск новых широкоформатных продуктов был сорван. Традиционно дебютные презентации оборудования проходят на международном уровне: это выставка Fespa в Мадриде (была перенесена на октябрь 2020), Drupa в Дюссельдорфе (была перенесена на лето 2020), Sign & Digital в Бирмингеме.
Но некоторые поставщики нашли выход из ситуации, перейдя в онлайн-формат. Например, фестиваль виртуальной печати Mimaki Virtual Print Festival, который стартовал в марте этого года, проходил в течение почти шести недель. К текущему моменту зарегистрировано более 4 миллионов просмотров видео-материалов этого фестиваля, около 2000 специалистов полиграфической отрасли со всего мира активно участвовали в вебинарах, виртуальных кофе-сессиях и других онлайн-мероприятиях. Посетители фестиваля виртуальной печати совершили виртуальные экскурсии с экспертами Mimaki в формате видео-демонстраций, которые регулярно проводились в течение всего мероприятия.
Пользователям были продемонстрированы новинки производителя — УФ-принтеры Mimaki UJV100-160 и OKI ColorPainter M-64, универсальный принтер Tx300P-1800 MkII, выпущенный в прошлом году, который предлагает как прямую печать на текстиле, так и сублимационную печать.
Похожую серию мероприятий провела и компания Roland, полностью переведя обучение в своей академии в онлайн-формат. Благодаря таким решениям, многочисленные пользователи и специалисты широкого профиля смогли оперативно получать интересующую их информацию, обмениваться мнениями, оценить перспективы рынка полиграфии. До активной фазы пандемии основной тенденцией была глобальная негативная реакция на пластик, который в конечном итоге превращается в отходы. Часто широкоформатная печать выполняется на самоклеящихся или листовых пластиках с использованием чернил на основе растворителей. Спрос на эту технологию, вероятно, сохранится там, где для нее нет реальной альтернативы, но рынок все больше интересуется другими материалами, которые воспринимаются как более экологичные.
Время текстиля!
В результате одним из заметных трендов этого года можно назвать повышенный спрос на текстильную печать, например, когда вместо виниловых или бумажных плакатов и панелей используются мягкие вывески. Тканевые материалы также можно снять, свернуть, вымыть и использовать повторно, в отличие от самоклеящегося винила, который наносится на панели.
Вероятно, наиболее заметным объявлением о выпуске принтеров для текстильных изделий за последнее время стал анонс от компании HP, которая представила линейку плоттеров Stitch. При этом значение имеет не столько технология, сколько выход бренда HP на этот рынок. На выставке Fespa 2019 к модели начального уровня 1,6 м S300 (62 кв.м / час) и «рабочей лошадке» S500 (110 кв.м / час) присоединился сверхширокий аппарат S1000 3,2 м (220 кв.м / час). Принтеры Stitch могут печатать на термотрансферной бумаге или напрямую на текстиле. HP подчеркивает простоту использования, точность цветопередачи и легкость сопоставления цветов Pantone благодаря собственному программному обеспечению и встроенным спектрофотометрам.
Большой текстильной презентацией Mimaki для выставки Fespa 2020 должен был стать 1,9-метровый принтер TX300P-1800 MkIII, о котором было объявлено заранее и который уже поступил в продажу. Он поддерживает как прямую печать на текстиле, так и трансферную печать, со сменными плитами для вакуумирования или чернильного желоба, а также тремя комбинациями двух чернил одновременно (субтрансферный, прямой и пигментный).
В сентябре прошлого года Epson расширила свой ассортимент красителей, представив принтеры SureColor SC-F9400 и SC-F9400H. SC-9400H может работать с двумя флуоресцентными лампами (желтыми и розовыми), в дополнение к стандартному набору.
Платформы и гибриды процветают
Это был оживленный год для платформ. Canon представила шесть моделей планшетных широкоформатных принтеров Océ Arizona 1300 (с двумя размерами стола: 1,25×2,5 м и 2,5×3,08 м), а Fufjilm представила свои версии этих же машин под брендом Acuity.
Популярная линейка Mimaki JFX200 была расширена за счет УФ-LED плоттера JFX200-2513EX, предлагающего вдвое большую скорость, с новыми вариантами чернил. EFI представила на Fespa 2019 гибридный УФ-светодиодный принтер Vutek h5 3,2 м, который имеет более высокое разрешение и меньший размер капли, чем предыдущая серия LX3.
Ricoh представила свой второй широкоформатный планшетный УФ-принтер Pro TF6250 со станиной 2,5×1,3 м. Это высокопроизводительный аппарат с белыми и прозрачными чернилами CMYK plus и светодиодными УФ-лампами. По сути, это уменьшенная версия Pro T7210 размером 2,1×3,2 м, выпущенная в конце 2017 года. Многие специалисты отмечают, что при довольно высокой стоимости этот принтер может похвастаться тем, что его пропускная способность в 2-5 раз выше, чем у конкурентов схожего класса.
Резка после печати
Как и в любом другом процессе печати, для широкоформатной работы требуется некоторая доработка. И наиболее востребованной опцией последнего времени считается резка готового отпечатка — это может быть простое отрезание листов от рулона или вырезание сложного рисунка для виниловых наклеек и надписей, цифровую резку и фальцовку больших листов картона для гофрированных POS-материалов. Для сублимации красителя необходим плоский термопресс при создании небольших продуктов или валковый каландр для крупногабаритных изделий.
Помимо этого для больших наружных баннеров требуется сварка швов и прорезание петель. Существуют комбинированные машины для печати и резки самоклеящихся носителей, но альтернативой является автономный резак. Summa — один из наиболее известных брендов, выпускающий контурные резаки с рулонной подачей шириной от 75 см до 1,6 м, с возможностью выбора ножей и дополнительной регистрацией камеры. Производитель также предлагает два типа лазерных резаков, предназначенного для текстиля.
Альтернативные роликовые резаки профессионального качества доступны от Mutoh, с тремя моделями от 61 см до 1,8 м; Mimaki (в комплекте с моделями без печати и вырезания) размером от 60 см до 1,6 м; Graphtech с моделями роликов FC9000 шириной от 70 до 160 см.
У широкоформатной печати разные потребности, разные пользователи и разные приложения по сравнению с другими секторами полиграфической промышленности. В результате программное обеспечение обработки и управления (RIP и рабочие процессы) также имеет тенденцию отличаться, часто с отдельными разработчиками. То, что начиналось как RIP, процессоры растровых изображений, которые превращали PostScript или другие электронные файлы в инструкции по размещению точек для механизмов маркировки конкретных принтеров, с годами получало все больше и больше функций контроля, так что на самом деле большинство из них теперь являются тем, что называют другие сектора печати
«Рабочие процессы», а также функции обработки, такие как управление цветом, вложение или мозаичное размещение, оптимизация использования чернил и прогнозирование и тому подобное.
В широкоформатном формате «рабочий процесс» часто означает управление несколькими принтерами на предприятии, все чаще с использованием некоторого уровня интеллектуального программного агента для планирования их работы и выбора наиболее подходящего устройства.