Когда нужно распечатать большое количество однотипных документов, выгоднее всего использовать ризограф. Внешне это обычная цифровая машина, но внутри все устроено совершенно иначе, чем в ксероксе или принтере. Ризография предполагает трафаретное нанесение монохромного или многоцветного изображения. Давайте вместе разберемся, что это за техника, кому может быть полезна и как ее выбирать.
Ризограф: что это такое и как работает?
Ризограф — оперативный цифровой принтер, применяющий метод трафаретной печати. Его выбирают, когда за короткое время требуется сделать большой тираж продукции — от 5 000 до 50 000 экземпляров. Причем это могут быть как рекламные листовки, так и медицинские справки. Ведь гибрид копировального аппарата и офсетного оборудования легко справляется с тонкой бумагой. Более того, ризограф нашел себе место в создании постеров и журналов, которые требуют ярких красок, доступных исключительно в ризографии.
Техника умеет:
- выбирать способ сканирования;
- работать с текстами, фотографиями;
- создавать оттиски с разрешением 400–600 пикселей;
- масштабировать картинку.
Снаружи машина выглядит как куб с лотками для бумаги по бокам и цифровым интерфейсом сверху. Внутри находится сканер, куда помещается прототип — оригинал-макет. Так в оборудовании реализуется принцип трафарета, что и отличает его от типичного ксерокса. Дупликатор работает быстрее, а себестоимость оттиска будет ниже, чем в случае с офсетной или цифровой печатью.
Для чего нужен ризограф?
Роторный дупликатор пригодится для тиражирования разных печатных материалов:
- листовки, рекламные буклеты;
- этикетки, бланки, ведомости;
- визитки;
- методички, учебники, брошюры;
- материалы для рассылки/раздачи;
- инструкции к технике, гарантийные или технические талоны;
- медицинские карточки, рецепты, справки;
- прайс-листы.
Виды и особенности оборудования
Выбирая дупликатор, вы столкнетесь с несколькими классификациями.
1. По формату
Если нужно распечатывать бланки или текстовые документы, можно остановиться на мелкоформатной технике: А4 или В4 с невысоким разрешением. Для рекламной продукции пригодятся модели А3 с возможностью компьютерного формирования матрицы. Так можно свести потери информации до 0, а качество существенно вырастет.
2. По типу сканера
Планшетные модели предполагают, что макет кладется на стекло, под которым движется сканер. Такой вариант обеспечивает лучшее качество. Более бюджетными являются барабанные или протяжные модели, в которых оригинал-макет протягивается между двумя барабанами. По качеству они серьезно уступают планшетным аналогам.
3. По бренду
Riso Kagaku Corporation — первая компания, которая вывела на российский рынок технику. Отсюда и название — ризографы. Хотя правильно называть машины дупликаторами. Разработчики бренда первыми применили электронно-цифровое изготовление мастер-пленки.
Ricoh — японская корпорация, которая производит широкий ассортимент оргтехники, среди которой также есть цифровые дупликаторы. Одно из преимуществ, которое выделяют пользователи, состоит в том, что производитель не помечает свои тубы с чернилами микрочипами. Это значит, что пользователям доступна заправка красками сторонних компаний.
Duplo — японская компания, которая находится на вершине мирового рейтинга полиграфической и офисной техники. Ее продукция продается в более чем 100 странах мира, и ризографы не исключение. Линейки бренда выделяются высокими показателями производительности, качества изображений, ресурса.
Как работает дупликатор?
Мы уже говорили, что в основу положен метод трафаретной печати. Теперь попробуем разобрать поэтапно, как происходит перенос картинки. Обратите внимание, процессы автоматизированы. Пользователю нужно всего лишь нажать несколько кнопок.
1. Макет помещается в сканер
В процессе сканирование оборудование преобразует текст, картинку в электрические сигналы, которые отправляются на термоголовку.
2. Перенос картинки на мастер-пленку
Термоголовка прожигает в пленке крошечные отверстия в соответствии с полученным изображением. Пленка делается двухслойной: термочувствительный материал, в котором проделываются отверстия, а также слой, впитывающий краску.
3. Пленка фиксируется на барабане
Трафарет с изображением или кадром располагается на барабане таким образом, чтобы впитывающий слой смотрел внутрь.
4. Подача краски
На сетчатую основу барабана, где зафиксирован трафарет, подается краска, которая пропитывает внутренний слой мастер-пленки. Так завершается предварительная подготовка.
5. Процесс печати
Механизм захватывает чистый лист бумаги, прокатывает его, прижимая к барабану. А краска, которая впиталась в мастер-пленку, попадает на поверхность бумаги, формируя картинку. Экземпляр отправляется в лоток с готовой продукцией. Тогда как на печатающий барабан подается новый лист бумаги. И так цикл продолжается до тех пор, пока не будут распечатаны все копии.
6. Завершение
Когда печать завершена, мастер-пленка снимается и выбрасывается.
Для справки! Макет можно пересылать в электронном виде на интерфейс дупликатора, как при работе со стандартным принтером. Далее мастер-пленка прожигается в соответствии с этим макетом. Такой способ наиболее качественный, потому что избавлен от погрешностей во время сканирования, повторного переноса картинки.
Оригинал-макет — основные требования
Оттиски будут качественными только при условии, что вы соблюдаете правила создания оригинал-макета:
1. Печать с одной стороны
Изнанка будет просвечивать при печати и также отпечатается на готовой копии, как и основная сторона.
2. Исключены большие снимки, инверсии
Техника не любит темного фона. При печати таких изображений лист бумаги просто приклеиться к барабану. Поэтому стоит избегать больших снимков, а также инверсий — белого шрифта на темном фоне. Минус в том, что нельзя точно рассчитать допустимый процент темных элементов.
3. Поля не менее 1 см
Печатать «под край» листа не получится. Первая причина — край листа не должен прилипать к барабану. А вторая — техника не способна обеспечить точное совпадение копий. Разброс обычно составляет 3–5 мм. А если печатать под самый край, краска запачкает валик и другие копии. Если нужно, проблему можно решить, нарезая копии вручную. Однако формат немного уменьшится.
4. Расстояние между фрагментами разного цвета 0,5 см
Между фрагментами разного цвета нужно делать отступ в 50 мм, чтобы при наличии разброса, он не бросался в глаза. Точное совмещение цветов для дупликатора — нереальная задача. Для печати в несколько цветов придется подготовить несколько оригинал-макетов — по одному на каждый цвет.
5. Темные области должны располагаться симметрично
Это значит, что две фотографии не могут располагаться одна под одной. Они должны находиться на разных сторонах листа, чтобы материал не прилипал к печатающему барабану.
6. Макет можно передавать в электронном виде
Цифровые дупликаторы умеют печатать с ПК через интерфейс аппарата, поэтому макет может передаваться в типографию в электронном виде. Если имеются дополнительные требования, сотрудник типографии или копицентра расскажет об этом дополнительно.
Три условия качественной печати
С макетом все понятно. Теперь можно приступать к расходникам, от состояния которых зависит итоговый результат.
1. Бумага
Обязана быть гладкой, чтобы не застревать внутри оборудования. Чтобы отпечаток вышел четким, расходник обязан эффективно вбирать краску. По этой причине мелованная, глянцевая бумага не подходит. Также нельзя использовать слишком тонкий материал — плотность до 46 г/м2. Оптимальный показатель плотности — от 60 до 200 г/м2. В этом случае бумага будет промокать, застревать, сминаться. Исключаются цветные варианты темных расцветок.
2. Краска
Нужны чернила, которые быстро сохнут, хорошо закрепляются на бумаге, но не застывают на мастер-пленке или в сетчатом отделе барабана. Поэтому специалисты рекомендуют оригинальные составы, которые соответствуют марке применяемого дупликатора. Обычно одной трубы хватает на 18 000–36 000 копий формата А4. Однако важно соблюдать температурный режим в помещении. Потому что в холоде чернила загустевают, а в жару — слишком быстро вытекают из трубы. Оптимальные параметры составляют 18—23°С.
3. Пленка
Пленка делается многослойной, чтобы один слой мог пропитаться краской, а через второй она могла попасть на бумагу. Поэтому сверху используется гладкий полимер, а снизу — волокнистый слой, напоминающий рыхлую бумагу или губку. Между ними есть скрепляющая прослойка. Минимальный ресурс изделия может составлять от 5 000 до 15 000 изображений. Именно поэтому на ризографе выгоднее всего отпечатывать довольно большие тиражи.
Достоинства и недостатки
Остается подвести итог и выделить сильные, слабые стороны дупликатора.
Плюсы:
- высокая скорость печати — выигрывает не только заказчик, который получает партию товара быстрее, но и производитель, успевающий за смену сделать до 50 000 экземпляров;
- автоматический режим изготовления трафарета — упрощает и ускоряет процесс переноса изображения;
- хорошее качество изображения — современные аппараты имеют несколько режимов работы;
- простое применение — сотрудникам не требуются проходить обучение, чтобы иметь возможность управлять устройством;
- сниженная энергоемкость, себестоимость отпечатка — ризография считается самым выгодным способом тиражирования.
Минусы:
- формат ограничивается А3;
- не получится применить мелованную, глянцевую бумагу;
- нельзя печатать под самый край листа;
- недоступна полноцветная печать;
- между цветами необходимо делать отступ;
- по качеству офсет выигрывает.
Мы разобрались, что такое ризограф. Если требуется недорогой и довольно быстрый способ тиражирования печатной продукции, он подойдет лучше другой техники. При этом тщательно нужно подбирать расходные материалы: бумагу, чернила, пленку. И следует помнить, что возможности оборудования ограничены. Разобраться с техническими характеристиками дупликатора и подобрать подходящую модель вам помогут консультанты интернет-магазина ForOffice.