Книги, листовки, брошюры, буклеты и папки — это не просто хранилища информации, их форма служит только для хранения и защиты их содержимого. Они также являются физическими и эстетическими объектами, которые должны соответствовать определенным критериям с точки зрения их дизайна, а также их воплощения, внешнего вида и ощущений того, кто будет держать их в руках. Успешное издание всегда является результатом взаимодействия внутреннего и внешнего дизайна. Помимо макета, включающего типографику, иллюстрации и цвета, важную роль играют формат, материалы, фальцовка и стиль переплета.
Издание может быть гораздо больше, чем просто линейная последовательность страниц — в идеальном мире оно может быть всеобъемлющим произведением искусства, которое апеллирует к чувствам на разных уровнях и творчески взаимодействует со своим содержанием. Цель всегда должна заключаться в том, чтобы гарантировать, что не только форма четко передает содержание, но и то, и другое переплетено. В реальности, конечно, требования к стоимости или функциональности часто имеют такой высокий приоритет, что методы переплета и дизайн почти не обсуждаются, оставляя потенциал брошюры неиспользованным. Но даже если формат, форма, объем и вес заранее определены, есть множество способов сделать публикацию выдающейся.
На начальном этапе планирования неплохо задать несколько вопросов, ответы на которые могут оказать существенное влияние на последующие решения и процессы проектирования.
Какой печатный контент публикуется? Это фотоальбом, журнал, роман, художественный каталог, информационный лист или раскладной плакат? Вы пытаетесь рассказать линейную историю? Или вы организуете вещи по-другому, намеренно прерывая и перестраивая повествовательные структуры контента? Кто является целевой аудиторией?
Вы ориентируетесь на ученых, домохозяек, владельцев кошек или детей? Тысячи читателей или просто небольшую группу? Возрастной диапазон, привычки чтения и социализация играют важную роль.
Какова предполагаемая цель публикации? Это информационный материал для фестиваля, который продлится всего три дня, или учебник, который будет использоваться часто и интенсивно? В зависимости от предполагаемой цели публикации вам придется тщательно продумать формат, вес и то, насколько легко будет открывать и раскладывать готовое изделие. Например, для часто используемых книг потребуется прочный переплет. Тексты с большим количеством страниц должны использовать бумагу, которая не слишком белая или слишком прозрачная.
Как будет читаться публикация? Газета читается выборочно, но инструкция чаще всего от начала до конца. Различные способы чтения публикации повлияют на ее форму и, в некоторой степени, на ее формат.
Формат
Если вы не хотите прибегать к традиционным форматам, которых существует множество, то вы, конечно, можете выбрать свой собственный. Какой формат лучше всего подходит для какого проекта, зависит от нескольких факторов, включая поведение читателя, область печати и стоимость
Чтобы найти правильный формат для публикации, решающее значение имеют следующие вопросы:
- содержание;
- целевая аудитория и предполагаемое использование;
- дизайн, шрифт, объем;
- технические критерии (размеры печатного листа, размер печатной машины, материалы);
- стоимость (особенно при выборе материалов и спецификаций дизайна).
Во-первых, вы должны подумать о содержании вашей публикации. Что вы пытаетесь передать? Это текст или много иллюстраций? Необходим ли большой формат, потому что изображения должны быть воспроизведены во всех деталях? Или формат изображений (например, как в случае с произведениями искусства) определяет формат книги, потому что они должны быть напечатаны на всю страницу, но не могут быть обрезаны? Возможно, подойдет простой формат в мягкой обложке, потому что вы печатаете роман.
Публикации составляются как визуальные и тактильные объекты для читателей, и поэтому должны быть адаптированы к их целевой аудитории с точки зрения формата, объема и веса. Роман держат в руке. Академическая книга лежит на столе. Иллюстрированный том, большой и декоративный, можно положить на журнальный столик. Журналы иногда должны помещаться в дамские сумочки, а расписания чего бы то ни было (в идеале) — в карман брюк. Даже формат — то есть соотношение ширины и высоты — передает особое впечатление: формат может быть книжным или альбомным. Решающую роль в этом играют макет (например, область набора) и объем.
Если вам нужно расположить текст в колонках на полях, рекомендуется более широкий формат. Длинная книга с большим количеством страниц не может быть слишком маленькой, иначе слишком много места может потеряться в переплете во время переплета. Узкие форматы могут создавать динамичное впечатление, в то время как более широкие кажутся более классическими и дорогими. С мягкими обложками, флаерами и раскладушками вы можете вернуться к классическим размерам бумаги ISO или выбрать эксклюзивный специальный формат. Основной выбор — книжный, альбомный или квадратный, каждый из которых, конечно, можно адаптировать индивидуально.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Портретный формат выше своей ширины | Альбомный формат шире своей высоты | Узкий портретный формат, как минимум вдвое выше своей ширины | Узкий альбомный формат, как минимум вдвое шире своей высоты |
Бумага
С каждым проектом вам придется принимать новое решение о том, какую бумагу использовать. Наиболее важными соображениями при выборе являются функциональность, эффект и стоимость.
Конечно, существуют различные критерии и технические аргументы за или против определенных видов бумаги, и они могут помочь вам выбрать бумагу. Однако также возможно, что вы достигнете желаемого эффекта, только не придерживаясь этих критериев. Нет никаких сомнений, что мелованная бумага лучше поддерживает изящную типографику и изображения с тонкими градациями тона, чем немелованная бумага. С другой стороны, длинные тексты легче читать, если их напечатать на не совсем белой книжной бумаге, потому что она имеет меньший блеск и более приятна на ощупь. Если вы ищете противоположный эффект — пластиковый, искусственный вид — вам может подойти глянцевая бумага.
Бумагу можно классифицировать по следующим физическим и техническим критериям:
- состав;
- текстура поверхности;
- вес, пухлость;
- цвет, яркость, степень белизны;
- светостойкость;
- непрозрачность.
Кроме того, формат, доступность, время доставки и цена могут быть решающими факторами при принятии решения о выборе бумаги. При небольших тиражах цена вряд ли склонит чашу весов, тогда как при больших тиражах более дорогая бумага может значительно повысить производственные затраты.
Состав и производство
Как правило, бумага состоит из органических волокон, то есть целлюлозы или древесной массы, а в некоторых типах бумаги используются текстильные волокна, известные как «тряпичные». Помимо бездревесной, содержащей древесину и тряпичной бумаги, существуют также некоторые, которые включают процент переработанной бумаги.
Бумага бездревесная изготавливается почти полностью из целлюлозных волокон и не может содержать более 5 процентов древесных волокон. Она в основном высокого качества и поэтому хорошо подходит для высококачественных печатных проектов.
Бумага, содержащая древесину, изготавливается из древесной массы и имеет тенденцию относительно быстро желтеть. По этой причине она в основном используется для одноразовых продуктов. Бумага, содержащая древесину, часто включает волокна из переработанной бумаги.
Переработанная бумага изготавливается из вторичных волокон (макулатуры). Часто она имеет более темный тон, но иногда бывает светлее. С переработанной бумагой трудно работать при переплете книг, потому что волокна очень короткие и склонны к ломкости.
Все виды бумаги включают смесь волокон, клеев и синтетических смол, а также наполнители, такие как тальк, гипс или мел, и другие дополнительные материалы, включая красители и осветлители. Бумага будет иметь различные характеристики в зависимости от пропорций этих компонентов:
-
она может иметь гладкую, сплошную поверхность;
-
она может быть более или менее прозрачной;
-
она может быть более или менее мягкой, гибкой, впитывающей или устойчивой к истиранию и так далее.
Тактильные качества бумаги, текстура поверхности
Одним из решающих факторов при выборе бумаги является текстура ее поверхности, которая может существенно различаться от сорта к сорту и которая определяет внешний вид и ощущение бумаги. В зависимости от ее поверхности бумага может быть лучше или хуже для печати, хотя опытный печатник может компенсировать это, используя определенные чернила. Когда бумага выходит из бумагоделательной машины, она имеет определенную текстуру машинной отделки, которая определяется производственным процессом. После этого ей обычно придают другую отделку или покрытие.
Бумага без покрытия имеет минимальную или необработанную отделку и имеет матовую поверхность, которая ощущается слегка шероховатой. Поры между волокнами относительно большие — если присмотреться, можно различить отдельные волокна на поверхности бумаги. Бумага без покрытия отлично подходит для письма и штамповки, но цветопередача при печати слабее. Каландрирование может дать значительно улучшенные результаты.
Бумага с покрытием отделывается нанесением клея — процесс, известный как покрытие. Это создает ровную, непрерывную поверхность, которая может быть матовой, полуглянцевой или глянцевой, что позволяет воспроизводить высокий уровень детализации во время печати. Таким образом, мелованная бумага особенно полезна для сложных проектов. Она может быть более или менее покрыта и доступна в различных типах с определенными характеристиками, чтобы соответствовать различным требованиям.
Немелованную и мелованную бумагу можно разгладить механическим способом, продавливая ее через валики. Получающаяся бумага — известная как каландрированная бумага — имеет особенно гладкую и глянцевую поверхность, хотя она бывает разных сортов.
Тисненая бумага имеет рельефную текстуру, которая была отштампована с помощью стальных валиков. Это может быть нежная текстура или повторяющийся мотив; возможны также графические узоры и имитации натуральных материалов. Некоторые виды бумаги могут быть обработаны пластиком или лаком, чтобы сделать их немаркими и водонепроницаемыми или придать им какую-то другую специализированную поверхность. Существуют также специальные ламинаты и фольга, которые можно наносить на бумагу после печати.
Шероховатость и гладкость
Немелованная бумага имеет шероховатую поверхность, в то время как мелованная бумага более или менее гладкая, поэтому при выборе бумаги следует выяснить, насколько шероховатой или гладкой она может или должна быть. Обе текстуры поверхности имеют свои плюсы и минусы, включая, например, то, насколько хорошо они переносят печать.
Визуальные характеристики бумаги
Цвет, яркость и белизна
Цвет и яркость — это визуальные характеристики бумаги, которые всегда воспринимаются вместе. Белая бумага может иметь голубоватый, желтоватый, красноватый или зеленоватый оттенок. Ее яркость варьируется по интенсивности от белого до черного. Каждый оттенок придает бумаге разный эффект, и также важно, чтобы он соответствовал тому, что на ней напечатано, поскольку он может либо поддерживать, либо мешать печати. Холодная голубоватая бумага, например, особенно хорошо подходит для технических диаграмм, в то время как бумага теплого белого цвета хорошо подходит для изображений, отображающих оттенки кожи.
Белизна — это мера того, сколько белого света отражает бумага: на бумаге с высокой степенью белизны чернила выделяются сильнее из-за сильного контраста.
Непрозрачность относится к отсутствию прозрачности бумаги. Непрозрачность низкая, когда она пропускает много света — это означает, что вы можете видеть шрифт или напечатанное изображение на другой стороне страницы. Чем выше непрозрачность, тем менее прозрачна бумага. Высокая непрозрачность достигается путем добавления большего количества наполнителя между волокнами бумаги или путем нанесения покрытия на бумагу. Цвет и толщина бумаги также могут влиять на непрозрачность; более толстая бумага обычно менее прозрачна, чем тонкая.
Светостойкость показывает, насколько хорошо цвет бумаги сохранится при длительном воздействии света, особенно УФ-излучения. Цветная бумага, в частности, часто не светостойкая и меняет цвет, если ее оставить на свету на длительное время. Белая бумага также не всегда светостойка. Бумага обесцвечивается или желтеет в зависимости от ее состава, от того, были ли добавлены оптические отбеливатели, от того, как долго она подвергалась воздействию и насколько мощным является свет.

Технические характеристики бумаги
Вес бумаги, как масса на единицу площади, выражается в граммах на квадратный метр (г/м2 или граммаж) в странах, использующих систему ISO. Граммаж — это один из способов различения бумаги, картона и плотного картона (или просто картона), хотя границы между ними размыты. В широком смысле, то, называем ли мы материал бумагой, плотным картоном или картоном, зависит от его жесткости.
Насколько большим должен быть вес, зависит от требований печатной продукции. Тонкая бумага может быть слишком прозрачной, а слишком толстая бумага может быть трудно сгибаемой.
Помимо веса, пухлость бумаги также имеет решающее значение для определения того, насколько она жесткая и какова на ощупь. Пухлость рассчитывается как отношение толщины бумаги к весу. Пухлость — это величина, являющаяся обратной к весу бумаги, показывающая, сколько кубических сантиметров объема занимает 1 грамм бумаги. Если их пухлость отличается, бумага может иметь разную толщину, даже если у нее одинаковый вес.
Обычно считается, что типичный запас нормальной гладкости имеет среднюю пухлость (1,0). Если бумага имеет большую пухлость, ее значение будет больше 1 (от 1,25 до 2,2). Бумага с меньшей пухлостью имеет значение ниже 1. Примерные сравнения пухлости бумаги показаны на рисунке ниже.
В бумажной массе с высокой плотностью волокна упакованы менее плотно, с большим количеством пустого пространства между ними. Бумажная масса с высокой плотностью кажется мягкой и очень впитывающей. Она часто используется для того, чтобы книги с небольшим количеством страниц казались длиннее, чем они есть на самом деле.
Также есть бумага, волокна которой упакованы очень плотно. Она менее объемная, чем средняя, и поэтому более твердая и менее впитывающая. В эту категорию входят пергаментная бумага, суперкаландрированная бумага и бумага с тяжелым покрытием, поскольку масса покрытия, нанесенного на необработанную бумагу, часто тяжелее самой бумаги. Например, если вы возьмете фотоальбом, вы почувствуете, насколько больше весит бумага с низкой плотностью.
Важное о производстве бумаги
Основной ингредиент в бумажном деле, это волокна целлюлозы, которые сплетаясь друг с другом формируют бумагу, доступны изготовителям бумаги в нескольких различных видах. Ткань, сырое волокно, частично переработанное волокно и пульпа доступны из различных источников. Большинство из них требуют некоторой предварительной подготовки прежде чем они будут готовы для использования. В дополнении к различным тактильным и визуальным свойствам выбор волокон для бумаги будет зависеть от от типа оборудования, которым располагает производитель для приготовления пульпы.
При производстве бумаги пульпа наносится на проволочную сетку, которая быстро проходит через машину в определенном направлении. Затем волокна идут параллельно направлению, в котором двигалась сетка. Это называется направлением машины или волокна. В конце этого процесса бумага наматывается на рулоны и разрезается на полосы разной ширины. Листы с различными направлениями движения бумаги затем можно разрезать для печати.
Длинные волокна: направление движения бумаги с длинными волокнами идет параллельно длинной стороне. Например, классическая бумага формата A4 имеет длинные волокна.
Короткие волокна: в случае бумаги с короткими волокнами волокна бумаги идут параллельно короткой стороне. При работе с бумагой необходимо учитывать направление движения бумаги — или волокна — независимо от того, делаете ли вы просто брошюру-раскладушку или хотите использовать одну из многочисленных доступных техник переплета. Невыполнение этого требования может привести к проблемам со складыванием, склеиванием или переворачиванием страниц.
Страницы, ориентированные с неправильным направлением движения бумаги, могут сморщиться или создать некрасивые складки, когда они становятся влажными. Это происходит потому, что влажные волокна бумаги в первую очередь расширяются в ширину и только в минимальной степени в длину. Поэтому направление движения бумаги всегда должно проходить параллельно корешку или сложенному краю .
Бумагу также легче сгибать и складывать по направлению волокон, так как это не ломает волокна. Если складывать поперек волокон, то могут получиться некрасивые трещины вдоль сложенных краев. Поэтому при изготовлении книг напечатанные листы складывают так, чтобы последний сгиб проходил параллельно направлению движения печатной машины. Это позволяет раскрыть книгу более аккуратно.
Как правильно определить направление
Испытание на изгиб | Испытание на разрыв | Испытание ногтем | Испытание на сгиб | Испытание на влажность |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Если вы сначала согните бумагу в одном направлении, а затем в другом, вы почувствуете отчетливую разницу: когда вы сгибаете ее против волокон, сопротивление намного больше, чем когда вы сгибаете ее по волокнам. | Если вы разорвете бумагу вдоль волокон, вы получите гладкий край, в то время как разрыв против волокон приведет к образованию потертого и кривого края. | Если вы проведете краем бумаги между ногтями большого и указательного пальцев, бумага будет меньше загибаться по волокнам и больше против волокон. | Если вы сложите лист по волокнам, вы получите более гладкую складку, чем если вы сложите его против волокон, что приведет к разрыву волокон. Это происходит потому, что волокна параллельны гладкой складке. Этот метод особенно подходит для плотной бумаги и картона. | Если вы увлажните бумагу по всей ее поверхности или только по краям, волокна разбухнут, натянув лист: он будет скручиваться и морщиться против волокон больше, чем параллельно волокнам. |