logo_foroffice
FOROFFICE

Сублимация: что еще стоит знать про печать на ткани

Статья опубликована: 10.02.2025
Статья обновлена: 03.02.2025
Сублимация: что еще стоит знать про печать на ткани

Процесс печати на ткани методом сублимации имеет целый комплекс технических особенностей, которые обязательно необходимо учитывать для достижения качественных результатов. Эта процедура подразумевает использование так называемых «сублимационных чернил», которые при нанесении на поверхность какой-либо продукции при высоких температурах (200°C) «сублимируются» и переходят из твердого в газообразное состояние, минуя промежуточное жидкое состояние.

Процедура переноса чернил с бумаги на полиэстер требует использования каландра или пресса для доведения материала до температуры, при которой полиэфирные волокна становятся мягкими и эластичными, позволяя чернилам (превращающимся в газ) проникать, благодаря давлению пресса.

Когда волокно остывает, пигмент красителя внедряется внутрь волокна. На практике, вместо того, чтобы просто окрашивать поверхность полиэфирного волокна (как в случае использования сольвентных или УФ-чернил), оно буквально проникает внутрь носителя.

Этот процесс требует высокого «химического родства» между красителем и полиэфирным волокном и наоборот, поскольку в противном случае будет отсутствовать проникновение. Это объясняет, почему нельзя использовать сублимационные чернила для печати на других текстильных волокнах, таких как хлопок или шелк.

Что нужно знать о чернилах

Процесс сублимации работает, потому что существует высокое химическое родство между полиэфирным носителем и чернилами, но может существовать ограничение на количество чернил, которое может быть «принято» носителем. Избыток расходного материала не будет зафиксирован на носителе, он будет прилипать к защитной бумаге или к различным частям принтера/каландра. Это химическое/физическое ограничение, и его невозможно преодолеть никаким образом.

Можно свести риск подобных последствий к минимуму, если строго контролировать некоторые аспекты:

  1. использовать профиль с минимальным количеством чернил — увеличит вероятность того, что большая их часть закрепится;
  2. хорошая фиксация может быть достигнута при самой высокой температуре, которую может выдержать носитель;
  3. носитель с покрытием, которое помогает фиксации — некоторые производители выпускают подобные материалы.

Химически сублимационные чернила — это вариация дисперсных чернил. Молекулы сублимационных чернил очень малы для того, чтобы они сублимировались, превращаясь в газ. Сублимационные чернила являются наиболее распространенными в цифровой печати, очень немногие производители производят «настоящие дисперсные чернила».

Свойства сублимационных чернил (низкоэнергетический дисперсный краситель): яркий цвет, легкий процесс печати, но при этом слабая стойкость цвета, склонность к истираю. Тем не менее, такие чернила довольно распространены, нет проблем с их покупкой.

Свойства дисперсных чернил: (высокоэнергетический дисперсный краситель): сильная стойкость к выцветанию, выгоранию, истиранию, но при этом цвет зачастую может показаться менее ярким по сравнению с сублимационными чернилами. Также печатать такими чернилами не всегда легко, особенно на принтерах на базе Epson, Mutoh, Roland, Mimaki — требуются определенные навыки и профессиональная подготовка.

Чернила на водной основе довольно чувствительны к температуре и влажности помещения, в котором установлен и печатает принтер. Как правило, температура должна быть в диапазоне 20–25 °C, а относительная влажность должна быть выше 45%. Если вы будете печатать в условиях, отличных от указанных выше, вы можете столкнуться с явными и необратимыми дефектами качества печати.

Это теория процесса сублимации, если перейти от теории к практике, то мы найдем 4 различных процесса для ее реализации:

  1. Так называемая «традиционная процедура»;
  2. Прямая печать на ткани и последующая сублимация на отдельном каландре;
  3. Прямая печать на ткани и последующая сублимация в интегрированной системе с использованием горячего воздуха;
  4. Прямая печать на ткани и последующая сублимация в интегрированной системе с контактным каландром;

Традиционная процедура

Заключается в нескольких последовательных шагах: печать на трансферной бумаге (не забывайте, что печатать нужно в зеркальном режиме), перенос на полиэстер с помощью каландра или термопресса. Температура должна быть установлена около 200°C, время переноса от 30 до 60 секунд.

Такой процесс обладает несколькими преимуществами. Во-первых, вы можете использовать практически любые имеющиеся плоттеры, которые могут печатать сублимационными чернилами (чернилами на водной основе). Вы должны быть особенно осторожны перед перемоткой, потому что бумага и чернила должны быть идеально сухими, чтобы предотвратить появление отметин и репликацию. При печати на высоких скоростях трудно добиться идеального высыхания перед перемоткой, потому что при большей скорости у вас меньше времени на высыхание. На производственном предприятии, занимающемся сублимацией, довольно часто можно увидеть множество вентиляторов перед перематываемой бумагой для ускорения процесса высыхания.

Также при тщательном управлении профилями вы можете получить очень четкие детали и очень «сухие» линии. Для работы можно использовать стандартный полиэстер, не покупая ткань, специально обработанную для прямой цифровой печати.

Один большой каландр, как правило, может работать с большим количеством плоттеров. Каландры хорошего качества могут переносить на высоких скоростях (в зависимости от времени контакта, которое обычно составляет от 30 до 60 секунд), даже 100 или 200 метров в час. Очевидно, что если вы используете плоттерную печать со скоростью 30 кв. м/ч, один каландр может поддерживать 3 плоттера, позволяя распределить инвестиции каландра между несколькими плоттерами.

Эта технология используется в основном для рынка спортивной одежды. После печати гораздо проще разрезать бумагу для принтера, чем ткань на принтере. Прямая печать может обеспечить лучшее проникновение чернил в носитель, но преимущество не может преодолеть трудности последующей резки.

Но есть и определенные сложности, которые стоит учитывать при выборе традиционной технологии.

  1. Необходимо купить пресс или отдельный каландр;
  2. При печати на сублимационной бумаге или непосредственно на ткани с последующей фиксацией на внешнем каландре рабочий процесс довольно долгим.
  3. Необходимо купить бумагу для переноса, а также защитную бумагу.
  4. Когда чернила сублимируются в виде газа, они не могут обеспечить достаточное проникновение, когда вы хотите печатать на носителях, требующих высокой «прозрачности», например, для печати флагов;
  5. Вам нужно дополнительное место для пресса или каландра, особенно если речь идет о промышленных моделях;
  6. Каландры имеют очень высокое энергопотребление.
  7. Процесс переноса может быть довольно сложным, особенно на больших форматах, и может потребовать специального персонала,
  8. Сама трансферная бумага в большом формате (особенно 3,2 м и 5 м) намного дороже трансферной бумаги для малого формата.

Также есть определенные риски при этом варианте работы. При переносе чернил между бумагой и носителем могут образовываться газообразные «пузырьки», которые влияют на качество переноса. Это особенно проблема, когда формат печати/бумаги довольно большой, например 2,6 м или 3,2 м. Если бумага перематывается, когда чернила не полностью высохли, они будут прилипать или «мигрировать» с цветных на белые части бумаги, создавая ореолы или репликации на белых частях. Это явление может быть более очевидным, если бумага не подвергается немедленной сублимации;

Еще одна проблема: если изображение, которое мы собираемся перенести, имеет некоторые черные (или ярко окрашенные области) рядом с некоторыми белыми областями, довольно часто, когда каландр или пресс собираются открыть, газ, созданный и не зафиксированный в полиэстере, будет выходить, создавая эффект тени или дыма.

Прямая печать на ткани и последующая сублимация на отдельном каландре

Прямая печать на ткани гарантирует, вне всякого сомнения, лучшее проникновение чернил/пигмента в текстильную подложку, поэтому печать на таких носителях, как флаг, может достигать эффекта высокой прозрачности. Вы наносите чернила непосредственно на сам материал, для сублимации не нужна трансферная бумага.

Один большой каландр, как правило, может обслуживать несколько плоттеров. Каландры хорошего качества могут переносить с высокой скоростью (в зависимости от времени контакта, которое обычно составляет от 30 до 60 секунд), даже 100 или 200 метров в час.

Ряд ограничений и особенностей у этой технологии также имеются:

  • поскольку мы печатаем непосредственно на ткани, необходимо использовать плоттер, который был разработан и спроектирован для печати непосредственно на этом материале. Поскольку ткань не обладает теми же характеристиками и размерной стабильностью, что и бумага, необходима более совершенная система подачи;
  • В большинстве случаев невозможно использовать чистый полиэстер, поскольку чернила будут мигрировать на полиэфирные волокна. Поэтому необходимо использовать ткань, подготовленную для цифровой печати;
  • В зависимости от конструкции принтера вы можете потратить метры ткани, прежде чем сможете начать печать в нужном вам (или клиенту) качестве;
  • весь процесс делится на две отдельные фазы: печать и перенос, для чего требуются разные навыки;
  • если система подачи ткани не предназначена специально для ткани, а является быстрой и простой модификацией системы подачи бумаги, вы можете получить брак в готовой продукции — несоответствие размеров носителя и изображения.

Это два наиболее распространенных варианта нанесения изображений. Прямая печать на ткани и сублимация горячим воздухом или с контактным каландром также могут использоваться на некоторых предприятиях, и дадут примерно те же преимущества. Но они неизбежно потребуют больших площадей для работы, наличия грамотных специалистов с особой квалификацией, не исключены случаи брака в готовой продукции, эти поскольку процессы довольно трудозатратны.

При сублимации с горячим воздухом чернила в газообразном состоянии не подвергаются давлению или принудительному контакту с носителем. Эти газы могут создавать дефекты «эффект дымления», особенно между цветными и белыми областями. Также следует иметь в виду, что количество тепла, которое вы можете передать одновременно, намного ниже по сравнению с контактной системой (в физике это называется энтальпией).

Получить дополнительную консультацию по методам печати на ткани, а также купить все необходимое для сублимации вы сможете на нашем сайте или у менеджеров отдела продаж.


Оцените материал:
Рейтинг 4.7 Отзывов 214
Иван Сорокин
Автор статьи:

Об авторе

Специалист отдела продаж полиграфического оборудования и оргтехники.

Другие статьи

11 февраля 2025
Статья

Узнайте больше о лучших интерактивных устройствах.

07 февраля 2025
Статья

Простые правила, которые сэкономят вам деньги и время.

04 марта 2025
Статья

Что необходимо знать о носителях?

logo