Печатный лист — это широкоформатный лист бумаги, на котором располагаются отдельные страницы многостраничного издания, брошюры или несколько итераций одного и того же изображения, если продукт представляет собой открытку или что-то подобное. Необрезанный печатный лист значительно больше конечного результата, поскольку в дополнение к самой области печати должна быть включена другая информация. Эти элементы важны для типографий, поскольку они позволяют проверить качество печати и готовность для правильного переплета.
Расположение страниц
Этап, который выполняется перед печатью — он устанавливает, как отдельные страницы издания будут расположены на печатном листе. Страницы не располагаются в линию, одна за другой. Скорее, они следуют определенному шаблону, определяемому тем, как печатный лист будет впоследствии сложен.
Нужно учитывать следующие факторы:
- Как будет сложен лист
- Количество страниц
- Количество печатных листов для всей публикации
Важно, чтобы все страницы в буклете или книге можно было равномерно распределить по печатным листам.
Обычно один лист вмещает не менее 4 страниц, а другие распространенные размеры могут вмещать 8, 12, 16, 24, 32 или даже 64 страницы. Общее количество страниц должно делиться на их количество на широкоформатном листе. 80-страничная книга может иметь 5 листов по 16 страниц на каждом. Однако, если страницы были особенно большими, это может потребовать использования 10 листов по 8 страниц вместо этого.
По сути, речь идет о размещении максимально возможного количества страниц на одном печатном листе, чтобы максимально эффективно использовать пространство. Это позволяет избежать пустых страниц на окончательном сложенном листе. Количество страниц, которые можно разместить на листе, также зависит от его веса — чем плотнее бумага, тем реже ее следует складывать.
Проект обычно выполняется с помощью специального программного обеспечения, которое может идти в комплекте, например, к струйному плоттеру или цифровой печатной машине. Они также разместят на листе другие важные элементы, включая метки обрезки, метки совмещения и метки сгиба.
После фальцовки и обрезки страницы должны быть в правильном порядке. Листы, используемые в печатных книгах, традиционно фальцуются тремя поперечными сгибами (также называемыми фальцами под прямым углом), образуя ин-октаво: сигнатуру с 16 страницами и 8 листами. Таким образом, каждый лист составляет одну восьмую размера основного листа. Лист можно сгибать больше или меньше трех раз, создавая сигнатуры с разным количеством страниц.
Макет печатного листа
Помимо самих печатных страниц, лист должен включать другие фрагменты информации, которые помогут в процессе печати. Они также занимают место. Как правило, их добавляет печатник, а не дизайнер; тем не менее, дизайнеры должны помнить о необходимости дополнительного пространства. Это может оказаться важным, если вы пытаетесь экономически эффективно использовать пространство на листе. Обычно лист печатается с обеих сторон.
Эти дополнительные фрагменты информации включают цветные полосы, метки обрезки, сгиба, приводки, метки и подписи. Также должно быть место для так называемого края захвата, который представляет собой область бумаги, захватываемую прессом и используемую для подачи бумаги через машину.
Метки обрезки и область выпуска под обрез. После печати и фальцовки страница обрезается до нужного размера. Для этого переплетчику нужны метки обрезки, которые размещаются по углам страницы в ее окончательных размерах.
Вылет под обрез. Печатные листы нельзя сгибать до полумиллиметра. Чтобы избежать проблем с неточными сгибами или сползанием, которые могут привести к появлению нежелательных белых пространств, документ должен включать 3-миллиметровый (1/8 дюйма) край, называемый областью вылета под обрез, в которую могут выходить полностраничные изображения и плоские цвета.
Метки регистрации. Если вы печатаете более чем одним цветом, отдельные цвета должны быть наложены очень точно, чтобы избежать некрасивых белых пространств и размытого изображения. Метки регистрации используются для проверки такого рода ошибок. Эти метки имеют форму перекрестий и располагаются за пределами печатного поля на листе. Для каждого цвета перекрестия печатаются на одном и том же месте (друг над другом) — на печатном листе.
В зависимости от используемого процесса, регистрация может значительно различаться. Например, при цифровой печати она значительно точнее, чем при трафаретной печати. Это связано с тем, что при цифровой печати бумага остается неподвижной, тогда как при трафаретной печати бумага и напечатанное изображение могут легко сместиться из-за давления.
Метки сгиба. Сообщают переплетчикам, где им следует сгибать отпечатанный лист. В изданиях с несколькими страницами метки сгиба автоматически добавляются программным обеспечением для спуска полос на этапе допечатной подготовки.
Метки подбора. Помогают переплетчику проверить, были ли отпечатанные листы собраны в правильной последовательности после фальцовки. Эти черные полосы шириной от трех до четырех точек видны на корешках подписей, и каждая из них находится в разном положении. Когда метки подбора образуют пошаговую последовательность, сложенные листы находятся в правильном порядке. Это означает, что транспонированные или отсутствующие подписи легко обнаружить. Как и метки сгиба, метки подбора автоматически добавляются программным обеспечением для спуска полос на принтере.
Знаки подписи, информация о странице. Еще один способ проверить, что сложенные листы находятся в правильном порядке, — посмотреть на знак подписи. Он расположен за пределами обреза и обычно состоит из номера подписи и краткого названия проекта.
Цветные полосы. Цветная полоса находится на краю листа и содержит различные квадраты цвета, которые можно использовать для визуальной и цифровой проверки качества печати. Она создается во время экспонирования пластины.
Сползание. Когда отпечатанные листы складывают в подписи, они смещаются так, что внутренние страницы больше выступают вдоль переднего края, чем внешние. Характерный ступенчатый рисунок называется сползанием. Обычно переплетчик обрезает бумагу по ее краю до соответствующей длины. Поскольку внутренние страницы затем становятся уже, а внешние постепенно шире, пространство для печати может смещаться, особенно в односекционных книгах с большим количеством страниц. Это необходимо компенсировать в макете, расширяя переплет наружу страница за страницей, пока пространство для печати снова не выровняется. Обычно печатник делает это с помощью соответствующего программного обеспечения.
Удвоение изображения в поле переплета. Если вы используете стиль переплета, при котором страницы не открываются полностью до корешка — как, например, в журнале — то поле переплета часто скрывает некоторые изображения на двухстраничном развороте. Даже если не хватает всего нескольких миллиметров, это может испортить весь эффект. Это явление, как правило, более выражено при боковом сшивании, клеевом скреплении и пружинных переплетах. Удвоение части изображения в поле переплета может выявить отсутствующий центр разворота. Просто сдвиньте каждую половину изображения на несколько миллиметров от поля переплета и вытяните край рамки изображения обратно к нему, создав небольшой эффект удвоения. Чем больше изображения потеряно в корешке, тем большую его часть следует удвоить; обычно хорошо подходит 3–5 мм с каждой стороны.
Регистрация. Определяет, правильно ли наложены сетка и края области текста на лицевой и обратной стороне печатного листа. Если вы поднесете лист к свету, вы увидите, насколько точно совпадают две стороны.
Толщина книжного блока
С книгами с особенно большим количеством страниц — с толщиной блока или корешка более 5 см (2 дюйма) — очень сложно работать. Переплетчики часто указывают максимальную толщину блока для своих производственных линий. Лучше всего заранее согласовать максимальную толщину с переплетчиком.
Название на корешке
В зависимости от страны издания название будет располагаться на корешке по-разному. В книгах, изданных на английском языке (рис. 1), название идет сверху вниз, тогда как в Германии, Франции, Испании, Италии и России (рис. 2) оно практически всегда идет снизу вверх. Однако если книга слишком велика, чтобы стоять вертикально на книжной полке, даже в книгах на немецком языке название и имя автора располагаются сверху вниз (рис. 3), гарантируя, что обложка будет расположена лицевой стороной вверх.
Насколько хорошо книга может быть переплетена, также зависит от способа ее печати: не каждый процесс печати можно напрямую сочетать с каждой техникой переплета. Что бы вы ни делали, вы можете столкнуться с проблемами, если печатаете изображения без полей напротив незапечатанной поверхности — чернила могут легко перейти на белую бумагу при печати или во время обрезки, проблема, известная как отметка.
Если вы используете мелованную или лакированную бумагу, фальцовка может расколоть покрытие и заставить его отслоиться, оставив белую линию на отпечатанной поверхности. Это также зависит от того, насколько хорошо бумага удерживает покрытие — на бумаге хорошего качества покрытие менее вероятно, что оно растрескается. Если бумага покрыта лаком по всей поверхности, клей может не прилипнуть должным образом, если вы используете клеевой переплет с холодным клеем.
В офсетной печати можно печатать листы разных размеров, хотя стандартным является 70 x 100 см. С этим размером вы можете переплетать книги в любом стиле, и вы можете использовать бумагу разной грамматуры (веса) и качества — от тонкой бумаги до толстого картона для обложек книг — что затем повлияет на переплет: с очень толстой бумагой нелегко работать. Очень толстую бумагу можно переплетать только как отдельные страницы с использованием полиуретанового клея, а немелованной бумаге требуется длительный период высыхания после печати.
При цифровой печати отпечатанные листы могут вызывать проблемы при переплете, если использовался сухой, а не жидкий тонер: листы, напечатанные сухим тонером, имеют такой высокий уровень воска или силикона, что клей в идеальном обрамлении может не держаться. Бумагу, подвергающуюся нагрузкам цифровой печати, также трудно ламинировать или фольгировать.
Однако цифровая печать с жидким тонером по качеству ближе всего к офсетной печати и поэтому часто используется для небольших тиражей фотокниг. Поскольку жидкие тонеры требуют меньше тепла, бумага менее склонна к сморщиванию или деформации. Процесс довольно затратный, так как чернила очень дорогие. Бумага, используемая для такого типа печати, также не может быть переработана, поскольку чернила с нее невозможно снять.
Всегда лучше сообщить переплетчику, как именно был изготовлен печатный продукт. Существуют также переплетчики, которые специализируются на комплексной печати и переплете «по требованию», что может предотвратить многие проблемы заранее. Если вы хотите напечатать и переплести небольшой тираж как можно дешевле, вы, вероятно, выберете какой-то стандартный формат с точки зрения размеров или макета. Если вы выбрали цифровую печать, вам следует помнить, что она пока не работает со всеми типами и плотностью бумаги.
Струйная печать также возможна для больших форматов, как рулонная, так и листовая печать. Это означает, например, что тонкую бумагу можно печатать четырьмя цветами с обеих сторон, что было бы сложно сделать при офсетной печати. Бумага, напечатанная на струйных машинах, должна быть достаточно сухой перед переплетом, и необходимо следить за тем, чтобы она не деформировалась в процессе печати.
Трафаретная печать часто используется для печати суперобложек или обложек, и даже сложные материалы можно печатать с помощью этой техники. Однако чернила, как правило, очень подвержены истиранию и могут стираться на конвейерных лентах, например. Вам следует обсудить это заранее с печатником и переплетчиком и сделать несколько тестовых запусков, чтобы избежать жалоб и разочарований в дальнейшем.
Принцип ризографической печати похож на трафаретную. Она относительно экологична, поскольку тонер не такой токсичный, как, например, при лазерной печати, и процесс не требует нагрева и растворителя. Она особенно хорошо подходит для немелованной бумаги. Поскольку можно печатать только форматы до A3+, возможности в отношении переплета ограничены: листы можно сшивать, например, клеевым сшиванием или брошюровкой внакидку.